Вести: / в Мире /
................................................................................................................................................................................................................................................
Семь миллиардов жителей Земли.
31 октября 2011 года число жителей планеты достигло семи миллиардов.
Как мы к этому пришли, и чем нам это грозит.
Мальтус, Томас Роберт (Malthus, Thomas Robert) (1766–1834), английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее 15 или 17 февраля 1766. Получил начальное образование дома, под наблюдением отца, друга Дэвида Юма и почитателя Ж.Ж.Руссо, окончил Джизас-колледж Кембриджского университета (1788). Был избран членом совета Джизас-колледжа в 1793 и посвящен в духовный сан в 1797, приняв приход в Олбери (графство Суррей).
В 1798 анонимно опубликовал труд «Опыт о законе народонаселения» (полное название - Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей. An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers), который сразу же сделал его автора знаменитым.
После женитьбы в 1804 Мальтус занял должность профессора истории и политической экономии колледжа Ост-Индской компании в Хейлибере (графство Хартфордшир), где работал до конца жизни, отклонив приглашение стать викарием Эффингема в Суррее. К 1811 относится начало его дружбы с Давидом Рикардо. К этому же периоду относится публикация целого ряда трактатов Мальтуса по экономике, в частности Исследования природы и возрастания ренты, а также регулирующих ее принципов (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, and the Principles by which it is Regulated, 1815); Основания для мнения относительно запрета импорта иностранного хлеба (Grounds of an Opinion on the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn, 1815).
В 1819 Мальтус был избран членом Королевского общества, в 1833 - членом Французской Академии. В 1831 он основал Клуб политической экономии, а в 1834 содействовал созданию Лондонского (впоследствии Королевского) статистического общества. В 1820 был опубликован его второй значительный труд - Принципы политической экономии с точки зрения их практического применения (Principles of Political Economy Considered with a View to Their Practical Application). Умер Мальтус близ Бата (графство Сомерсет) 23 декабря 1834.
Идеи Мальтуса.
В эпоху Мальтуса был принят «оптимистический» взгляд на развитие общества, и многие экономисты были убеждены, что рост народонаселения является благоприятным процессом, обеспечивающим мощь государства. Мальтус предложил диаметрально противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, и рост этот идет быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием. Он даже вывел математическую формулу: «Население растет в геометрической прогрессии. А источники пропитания только в арифметической». То есть без контроля население удваивается каждые 25 лет (1, 2, 4, 8, 16, 32 и т.д.), в то время как средства существования каждые 25 лет прирастают намного медленнее (1, 2, 3, 4, 5, 6 и так далее). По Мальтусу, именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед - бедности, голода, эпидемий, войн и революций.
..........................................................................................................................................................................................................................................
Я видел сон... Не всё в нём было сном.
...Снова вспыхнула война, погасшая на время...
...Страшный голод терзал людей... И быстро гибли люди... И мир был пуст;
Тот многолюдный мир, могучий мир был мёртвой массой, без травы, деревьев
Без жизни, времени, людей, движенья... То хаос смерти был.
Джордж Ноэль Гордон Байрон, 1816 г. Перевод – Иван Сергеевич Тургенев.
1816 год назван «Годом без лета». В США его также прозвали Eighteen hundred and frozen to death, что переводится как «тысяча восемьсот и насмерть замёрзший». Это же время учёные называют «малым ледниковым периодом» или «ядерной зимой 1816-1819».
..........................................................................................................................................................................................................................................
В дальнейшем, после «малого ледникового периода 1816-1819» Мальтус предложил несколько другое видение ситуации: рост населения постоянно приближается к пределу, на котором оно все же может существовать, и удерживается на этом уровне, т.к. начинаются голод, войны и болезни.
Прав ли был Мальтус?
Профессор истории и политической экономии Томас Мальтус (1766–1834), автор идеи о том, что люди без контроля со стороны государства, размножаются слишком быстро, был бы очень удивлен своей сегодняшней популярности. Комментаторы, общественные деятели, ученые, все наперегонки торопятся сказать: «Знаете, а ведь Мальтус был прав: людей слишком много, и они слишком много потребляют».
«Народонаселение Земли все больше и все голоднее, - писал этим летом колумнист журнала Time. - Цены на продовольствие достигли исторического пика. Оглянувшись вокруг себя, мы легко придем к выводу, что Мальтус был пророком». В британском еженедельнике New Statesman любитель дикой природы сэр Дэвид Аттенборо демонстрирует те же убеждения: «Истина, провозглашенная Мальтусом, остается истиной и сегодня: Земля не может прокормить большее количество людей». Не осталась в стороне и леволиберальная газета Guardian: «Его мысли, чья правота доказана природой, вдохновили Чарлза Дарвина на теорию эволюции. И в саванне, и в тропических лесах, и в тундре популяции животных увеличиваются в хорошие времена и резко уменьшаются, если исчезают источники питания. Является ли homo sapiens исключением?» Меланхолический тон статьи подсказывает ответ на этот риторический вопрос. А колумнист газеты New York Times Пол Кругман не стал кокетничать. «Мальтус был прав!» - гласит заголовок одной из его недавних статей.
Слушая этот хвалебный хор в честь Мальтуса, поневоле задумаешься, а в чем же собственно он был прав? Для ответа стоит открыть его книгу, впервые опубликованную в 1798 году (до «малого ледникового периода» - ядерной зимы 1816-1819 - прим. Авт), которая и является источником предполагаемых пророчеств - «Опыт о законе народонаселения». Удивительное чтение.
Цитата: «Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор, если он не найдет сочувствия нескольких участников пира. Но если они потеснятся, чтобы дать ему место, вскоре появятся новые, требуя для себя той же милости. Весть о том, что пища есть для каждого приходящего, наполнит зал многочисленными просителями. Порядок и гармония праздника нарушатся, изобилие, которое господствовало прежде, сменится недостатком, и радость приглашенных будет уничтожена зрелищем нищеты и скудости, свирепствующих во всех концах зала, и назойливыми криками тех, кто по справедливости возмущен, не находя пропитания, на которое они рассчитывали».
Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс - это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.
«Главная и непрерывная причина бедности, - писал Мальтус, - мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание; - поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения».
Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения - она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии - «богоизбранным». Недаром преподобный Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» - «рабами божьими» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.
Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» - воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.
Цель автора абсолютно ясна. Он оправдывает социальный статус-кво, называя состояние английского общества конца XVIII века естественным, природным фактом, который не может быть изменен. Общество такое, каким оно должно быть, и не может быть никаким иным. Мальтус пытается остановить социальные силы, революционизирующие общество, изображая их как противников установленного природой порядка вещей. Именно в этом смысл его труда, а не в рассуждениях о росте народонаселения. Потрясающий образец реакционного мышления и отчаянного ретроградства. Отчаянного, потому что вряд ли можно назвать по-другому попытку найти причины голода в избыточном размножении крестьян и рабочих.
Как пошутил в 1825 году редактор одной газеты, Мальтус пытается свести все дело к вопросу об отношениях дворников с их женами и любовницами, вместо того, чтобы говорить о трудовых правах.
* * *
Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый и в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, - Кто был ничем, тот станет всем.
«Интернационал» в переводе А.Я. Коца
Учение преподобного доктора Мальтуса – живет и побеждает!
Вы не поверите, но и через два века после зловещих мальтузианских предостерижений, нашей пост-индустриальной цивилизации непуганых идиотов удалось лишь довести до совершенства орудия массового уничтожения применяемые во все тех же войнах за природные ресурсы в качестве единственного “демографического регулятора” при выходе из очередной мальтузианской ловушки. Типа, военный геноцид при помощи сверх-современного оружия массового поражения, - это будет намного круче и “веселее”, чем заморачиваться внедрением занудного контроля рождаемости или ограничения экономического роста и потребления.
Ну, ну…
Кстати, мы тут завели разговор о вывешивании на каждом углу “Списков Прокаженных” - стран экологических должников планеты с суммами их долга за избыточное потребление природных ресурсов. Но я забыл упомянуть об одной немаловажной детали. Согласно нетленному и всепобеждающему мальтузианскому учению о народонаселении, у наших современных “прокаженных”, т.е. стран экологических должников всегда есть выбор: либо платить за излишки потребления, либо начать планомерное сокращение численности своего народонаселения. Эффект совершенно одинаковый – восстановление биологического баланса страны и гармоничная коэволюция человека с окружающей его природой!
Скажем, не желает главный загрязнитель планеты - Китай платить ежегодно за аренду незаконно используемых 1,7 млрд. гга причитающую сумму – $257 млрд., что ж мы можем это понять, но тогда Китаю необходимо в срочном порядке “поставить к Великой китайской стенке” (ликвидировать) 805 миллионов своих жителей (59% населения!!), ибо природа Китая в состоянии прокормить без ущерба для себя лишь 554 миллиона человек при сохранении нынешнего уровня потребления китайских товарищей.
То же самое и в случае прокаженного №2 – великих и ужасных Соединеных Штатов Америки. Самовлюбленные американцы могут конечно не платить ежегодный экологический долг в $152 млрд., но тогда им придется утопить в океане по обе стороны континета 141 миллион американцев (46% своего населения), потому что при таком высоком уровне американского потреблядства (7,2 гга/на человека) благословенная земля индейцев может прокормить лишь 164 млн. едоков.
Но самым поучительным является пример прокаженного №4 – т.н. “экономического чуда 20-го столетия” – Японии. При биоемкости страны в 75 млн. гга, японцы умудряются потреблять и обсирать планету на площади в 528 млн. гектаров(!!). Не мудрено, что им предъявлен счет аж на $68 млрд. при такой малой площади страны. Но самое страшное другое: биоемкость страны позволяет прокормить лишь 18 млн. потомков гордых самураев, в то время как 109 млн. человек (86% населения) являются совершенно непосильным бременем для экосистем островного государства и должны быть незамедлительно депортированы и утоплены на просторах Тихого Океана. Вот вам и биологическая цена “экономического чуда” основанного пусть не на тупом, пусть на высокотехнологичном, но все-таки непомерном расходовании природных ресурсов…
Примерно такие же безрадостные картины рисуются при анализе демографической ситуации любого государства из «Прокаженного списка» 101-го и еще 21 государств из числа беднейших эко-кредиторов…
Так что тут и без Мальтуса совершенно очевидно, что ТАКОЕ построение нашего современного мира далее просто не в состоянии выдерживать ничем не ограниченный демографический рост, и кровопролитные ресурсные войны являются логическим и чуть ли не спасительным решением проблемы сокращения гигантского антропогенного прессинга на биосферу планеты.
Это поразительно, до чего же современный мир невзлюбил и возненавидел мальтузианское учение! Вся история 20-го века есть как будто специально стремление делать и обустраивать все на планете в пику и наперекор преджостережениям Мальтуса.
А ведь он пердупреждал, что человек может себя вести благопристойно и нравствено лишь при изобилии пищи. И какой прок от того что мы лицемерно объявили человеческую жизнь высшей ценностью, коль паралельно насобирали оружия для многократного уничтожения всего живого на планете? Отказавшись жестко регулировать численность народонаселения на планете во имя неких религиозно-гумманистических идеалов, мы практически принудительно загнали человечество в глобальную мальтузианскую ловушку из которой теперь только один выход - через затяжную мировую бойню за оставшиеся ресурсы ископаемого топлива, воды и продовольствия.
Ну очень по человечески все вышло! Хотели как лучше а получилось как всегда.
Зато преподобного Мальтуса оставили с носом – сделали все ему наперекор!
* * *
«Америка, Китай и другие страны уже готовятся к войне за нефть, газ и продовольствие»
- Джульетто Кьеза
P.S. Ну могу не выразить своего глубокого морального удовлетворения в связи с тенденцией “удорожания” наносимых непокорной Природой ударов по человеческой инфраструктуре. Ну а как иначе, коль наше придурковато-беспечное человечество на всех парах прёт в очередную, но на сей раз глобальную “Мальтузианскую ловушку”, после которой у выживших будет одна дорога – в Пост-Индустриальный Каменный Век? [...]
См. также
................................................................................................................................................................................................................................................