История : / Хронос /
................................................................................................................................................................................................................................................
Власть бы взял Махно.
Виктор Маслов, акадкмик РАН, лауреат Лениской и Государственной премий
Для историка и социолога постановка вопроса типа:
"что было бы, если бы... " не так нелепа, как это
может показаться на первый взгляд.
Лично я, математик, продумывал вопрос, который касался
меня и моей семьи: что было бы, если бы американцы
победили в войне с Вьтнамом.
Мои рассуждения приводили к тому, что режим Пол-Пота
в Кампучии и "банды четырех" в Китае рапостранился бы
на большую территорию Юго-Восточной Азии, в том
числе и на партизанские районы Вьетнама.
Академик Виктор Маслов
Вопрос о революции более простой, поскольку все крупные революции шли по одному и тому же сценарию. И вопрос о том, что было бы, если бы Людовика ХVI не узнал некий патриот и не остановил бы карету, решается легко. Может быть, король и остался бы жив, но в остальном все было бы тоже самое. И ругать кучера Людовика XVI за то, что он оказался дураком и поехал не по той дороге, по меньшей мере не лепо.
То, как расставил свои эпитеты и оценки крупнейшим российским деятелям и генепалам А.И.Солженицын, не имеет ничего общего с наукой. Шекспир и Пушкин в своих трагедиях создавали образы исторических деятелей, но никоим образом не претендовали в отличие от Солженицына на научное, историческое освещение событий. Кроме того, во время революции за короткий период у людей менялось мировоззрение.
Так, А.С.Лукомский не был за Николая II в тот момент, который описывает Солженицын, а стал придерживаться монархических взглядов в момент поражения деникинской армии.
Точно так же П.Б.Струве за время революции значительно изменил свое мировоззрение. Что касается А.Ф.Керенского, то он спасал кого мог от озлобленного народа, в том числе пытался переправить семью царя в Англию к его близким царствующим родственникам, но в последний момент неожиданно они отказали в приеме, испугавшись раздражения собственного народа.
Особо отмечу таких замечательных и морально безупречных людей, как князь Львов и князь Голицын, несмотря на их совершенно разное мировоззрение.
И "Николая Кровавого" я хотел бы защитить тоже. По существу в его окружении никого небыло, кто бы подтверждал точку зрения на его признание как "хозяина Земли русской", кроме верных князя Голицына, графа Фредериска. Когда Шаляпин, великий русский певец, вместе с хором встал на колени и спел "Боже, Царя храни", то от него все отвернулись, перестали здороваться.
Знаю, как это переживали близкие Шаляпина. А про те веяния, которые исходили от двора, Мятлев писал так: - "Аннушка гадает, Гришка прорицает, про то Попка ведает, про то Попка знает" (А.Вырубова, Г.Распутин и А.Протопопов)
На вопрос, что было бы, если бы Михаил не отрекся, ответ один: это ничего бы не изменило. Я знаком со многими детьми и внуками тех, кого так резко заклеймил Солженицын, и хочется сказать, что эта статья никакого отношения к исторической науке не имеет, а выражает лишь субьективное мнение впечатлительного человека.
В заключение выскажу свою точку зрения по вопросу, который дискутировался В.Рыжковым и А.Прохановым. Что было бы, если бы вообще не было большевиков? Мой ответ: власть взяли бы анархисты. Но это не означало бы хаоса. Их идеология (идеология Бакунина, Кропоткина, Махно) недостаточно изучена, как и их влияние в Петограде.
................................................................................................................................................................................................................................................
«Историческая ценность «Архипелага ГУЛАГа» близка к нулю»
30.10. 2010 г.
Как стало известно, изучение романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» теперь включено в обязательную школьную программу. И в эти же дни российский Минюст озвучил предложение использовать труд осужденных в тех отраслях, где ощущается нехватка рабочих рук. Такое ощущение, что страна живет в ситуации острой шизофрении, т. е. раздвоения сознания. Вместо того чтобы думать о том, как решать проблемы в настоящем, мы продолжаем воевать со своим прошлым. Мы из него просто не вылезаем. Видимо, все пытаемся довоевать гражданскую войну…
«Архипелаг ГУЛАГ» был типичным антисоветским пропагандистским произведением 1970-х гг. Его историческая ценность близка к нулю. Поскольку там иной раз содержатся такие бредни, что вообще говорить страшно. Технология стравливания и раскола русских, а также отвлечения их от насущных нужд (пресловутое «отравление историей») – это часть управления нами.
Теперь «Архипелаг» вводится в школьную программу. Спрашивается, а почему бы не ввести в нее что-нибудь про героические образы из нашего прошлого? Однако вместо этого нам прививают чувство национальной вины. Хотя нам комплексовать нечего. На самом деле, осужденные работают везде. Причем самое интересное, что еще где-то полгода назад представители нашего Минюста говорили о том, что в тюрьмах должны быть одиночные камеры, а заключенные работать не должны. Теперь же, видимо, «концепция поменялась».
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. В тех же США, если я не ошибаюсь, около 3 миллионов заключенных, и крупнейшие корпорации держат в тюрьмах свои производства. Так что зеки для нужд армии изготавливают, например, бронежилеты. До кризиса «американский ГУЛАГ» производил товарной продукции на сумму около $8 млрд. Более того, в США есть и частные тюрьмы. То есть частные компании берут на подряд содержание заключенных, а последние за это работают.
Понятно, что сегодня в нашей стране наблюдается огромный демографический провал. Так что многие места, связанные с малоквалифицированным трудом (не в Москве, а в регионах), остаются незанятыми. Даже среднеазиатские гастарбайтеры не хотят там работать. Что делать в такой ситуации? Значит, надо занять наших ЗК общественно полезным трудом. А все разговоры о том, что у нас появятся «тюрьмы нового типа», так и остались на уровне благих пожеланий.
Теперь все на работу – вот вам и «ГУЛАГ», ребята.
................................................................................................................................................................................................................................................