История : / Хронос /
................................................................................................................................................................................................................................................
Гусары денег не берут!
Как ни грустно, но наш повседневный лексикон все в меньшей мере формируют знание истории и литературы и все в большей - мода примитивная российская попса.
Что сегодня может услышать мужчина, как
комплемент от женщины? То, что он - или
«настоящий мачо», или «настоящий
полковник». А ведь совсем еще недавно
самым лестным отзывом было более богатое
ассоциациями: «настоящий Гусар!».
Жителям Сумщины, неофициальной
визитной карточкой которой почти два
столетия были подвиги (и ратные и
любовные) сумских и ахтырских гусар,
забывать о своих традициях
непростительно.
Но кто же он, этот «настоящий Гусар», о
котором вспоминают сегодня лишь во время
застолья или рассказывают анекдоты о
поручике Ржевском.
Легендарной личность гусара сделал командир именно Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов. Он служил в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, но за сочинение крамольных басен был переведен в армейские гусары. Его отчаянная смелость, бесшабашность, свободолюбие быстро стали предметом подражания. Образ романтика, буяна и храбреца дополнил чертами бессеребреника Яков Кульнев, смерть которого была фактически прямой цитатой из высказывания генерала Лассаля: «Гусар, который не убит в 30 лет - не гусар».
В сражении при Клястицах окончательно был похоронен неприятельский план наступления на столицу Российской Империи Санкт-Петербург. На алтарь этой славной победы была положена жизнь лучшего [по оценке Наполеона] авангардного генерала в русской армии - Я. П. Кульнева.
В 1895г. журнал «Русская старина» писал: - «Говорили, что беспорядочный образ жизни среди гусар был введен Сумским гусарским полком, который за кутежи еще в начале царствования Александра I был лишен синих мундиров и получил серые. Во время Наполеоновских войн этот полк так отличился, что получил все, какие только возможно, награды и, между прочим, ему возвращены были синие мундиры. Офицеры поблагодарили за это царскую милость с просьбой, чтобы им позволили носить серые мундиры с вышивкой на воротниках «За дурачество и кутежи».
Не менее яркую характеристику давал сумцам знаменитый Денис Давыдов - друг Я.П.Кульнева и многих сумских гусар: «Кутили по традиции старых гусар, читали и учились, чтобы не отставать от века. Плясали мазурку так, что душа радовалась. На охоте травили зверей, на войне это были настоящие головорезы, дикие сумцы, водку и вино пили хорошо, знали и умели поговорить о философии».
Так, в начале XIX благодаря им, а так же прозе А.Пушкина, поэзии Д.Давыдова и М.Лермонтова окончательно формируется понятие «гусарства» - беспробудный кутеж и отчаянная лихость, ошеломляющие бескорыстие и постоянное безденежье, нарочитое презрение к накоплению состояния, крестов, чинов, но одновременно и постоянное алкание славы, любви, свободы и игры. Гусар - признанный герой не только на поле славы, но и на «театре» любви, он не просто символ любовника, но само мужское воплощение любви.
В общем, тот, кого теперь называют «мачо».
Необычайной популярности образ гусара приобрел уже в советское время благодаря фильму Э.Рязанова «Гусарская баллада» и персонажу, сыгранному Ю.Яковлевым. Поручик Ржевский, как позже и Штирлиц, мгновенно стал бессмертным героем анекдотов.
Правда, зачастую очень пошлых. Вот один из самых «невинных».
Ржевский утром уходит от Наташи Ростовой. Та: «Поручик, а деньги?» -
Ржевский (с достоинством): «Ну что вы, мадам, гусары денег не берут!».
История третьего тоста.
Ни одно застолье не обходится сегодня без так называемых «гусарских традиций».
На Сумщине, особенно в Ахтырке, не без гордости любят подчеркнуть, что именно здесь они и зародились.
Так ли это - неизвестно, но, похоже, что так называемый «третий тост» («За женщин!») стал традиционным с подачи именно ахтырских гусар. Рассказывают, что после взятия Парижа Ахтырский полк находился в местечке Аррас. Денис Давыдов, его тогдашний командир, нашел внешний вид своих гусар довольно плачевным. Мундиры за время боевых действий изрядно обносились.
Решение подсказала сама жизнь. Полк был расквартирован вблизи женского Капуцинского монастыря, монахини которого носили рясы «полкового» цвета, то есть коричневые.
По приказу Давыдова с монастырского склада было изъято все сукно, необходимое для пошива новых мундиров. На параде ахтырские гусары выглядели блестяще и произвели впечатление на Императора.
После этого Александр I своим указом повелел ахтырским гусарам на вечные времена носить коричневые мундиры. Правдивость этой истории подтверждают потомки М.Ю.Лермонтова, которые служили в Ахтырском полку во время Первой мировой войны. Они рассказывают, что третьим тостом ахтырских гусар всегда был тост: «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс!» Со временем из тоста ушло упоминание о мундирах, а вместе с ним и о француженках, и он приобрел уже знакомый нам лаконизм: «За женщин!».
Существует, кстати, несколько огригинальных способов выпивания бокала после тоста, которые тоже приписывают гусарам. Один из них - пить из женской туфельки. Этот обычай ныне можно встретить на свадьбе. Только гусары понимали его несколько иначе, чем некоторые стремящиеся подражать им современные женихи. В женскую туфельку на место пятки ставилась стопка, в стопку наливали водку. «Настоящий» гусар должен был выпить содержимое стопки, держа туфельку за каблук и не расплескав ни капли. Другой гусарский обычай - пить, высоко поднимая локоть руки, держащей бокал.
Объяснение, на наш взгляд «притянуто за уши», но любопытное. Якобы каждый гусар в пылу боя, желая утолить жажду шампанским, обязательно доставал заветную бутылку. Отрубал саблей ей горло и начинал пить. Но тут лошадь, тоже разгоряченная боем, тянула к бутылке свою морду. И гусару приходилось локтем отталкивать, то есть держать локоть навесу. Утверждают, что и усы гусару для того, чтобы пена шампанского оставалась на них, не мешая наслаждаться «чистым» вкусом вина, но это, скорее всего, не более чем острота из репертуара свадебного тамады.
См. также
................................................................................................................................................................................................................................................